Как формировать УУД в курсе географии.
Взаимосвязь
результатов освоения предмета «География» можно системно представить в виде
схемы. При этом обозначение ЛР
указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам
происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные
результаты обучения географии:
– ценностные
ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные
позиции:
гуманистические
и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание
себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание
целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов
и стран;
представление
о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в
современном мире;
осознание
единства географического пространства России как единой среды обитания всех
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые
социальные чувства и качества:
умение
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
эмоционально-ценностное
отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального
использования;
патриотизм,
любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение
к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов, толерантность;
готовность
к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
– образовательные
результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях.
Средством
развития личностных
результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности
и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к
актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение
к разным народам;
– умение использовать географические знания
для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к
самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
– умения
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
Самостоятельно
обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности.
Выдвигать версии
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой
проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по
предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
Планировать свою
индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по
самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
Свободно пользоваться
выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления
проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно
осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
– организация своей
жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
– умения
ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством
формирования регулятивных
УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и
развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и
презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические
модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы,
различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни
текстовой информации.
Уметь определять
возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на
различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления
родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию
перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с
выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию
в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать
информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата.
Понимая позицию
другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно
использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать
источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать
компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих
целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные
средства и сервисы.
Средством
формирования познавательных
УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника,
нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании
окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о
природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых
формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для
анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и
проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных
образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку
зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь
выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен).
Учиться критично
относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию
другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством
формирования коммуникативных
УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–9-х классах являются
следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
–
объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
– объяснять
географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать
природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование
географических умений:
– находить
в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять
описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
– применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте
местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять
роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать
географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить
примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
6-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять
роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
– объяснять
географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– объяснять
воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
– выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– определять
географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
– различать
типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и
внешних сил;
– выявлять
главные причины различий в нагревании земной поверхности;
– выделять
причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование
географических умений:
– находить
в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять
описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
– применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте
местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать
своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
– использовать
географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить
примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
7-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
– составлять
характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
– выявлять
взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
– объяснять
проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
– определять
географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
– устанавливать
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
– выделять
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
глобальном, региональном и локальном уровнях.
3-я линия развития – использование
географических умений:
– анализировать
и оценивать информацию географии народов Земли;
– находить
и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения
географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на
разных материках и в океанах.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– различать карты по содержанию,
масштабу, способам картографического изображения;
– выделять, описывать и объяснять
по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и
различных странах.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– использовать
географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить
примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов
разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных
стран мира.
8-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять
основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять
роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного
развития.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
– выявлять
зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных
условий территории;
– определять
причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить
примеры закономерностей размещения населения, городов;
– оценивать
особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации.
3-я линия развития – использование
географических умений:
– анализировать
и объяснять сущность географических процессов и явлений;
– прогнозировать
изменения: в природе, в численности и составе населения;
– составлять
рекомендации по решению географических проблем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными
источниками географической информации: картографическими, статистическими и
др.;
– определять по картам
местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать
своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать
своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических
структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять
основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять
сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– аргументировать
необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять
типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических
районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
– определять
причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить
примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать
особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование
географических умений:
– прогнозировать
особенности развития географических систем;
– прогнозировать
изменения в географии деятельности;
– составлять
рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными
источниками географической информации: картографическими, статистическими и
др.;
– определять по картам
местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать
своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать
своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических
структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий